Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) ( 8 ) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (8)

ной платы, размещаемой в металлическом экране. Гнезда для подключения телефона и выходов усилителя должны быть типа СГ-5.

$,fffr flfinr 560


нанопа On Ом

3-<гнг

Вход npcrOosa

RZ и LZ

гго 10,0fr 10,0 мг


Rl 700 ГнТ

дхаЗ левого тнала

Рис. 21

LjlJ С5 стУй5 Л,г,о

7,0 ki rfn Rl

Валак1Щ-700


Грг 80м

К сожалению, в описаниях дополнительных приставок для стереотелефо-нов, опубликованных в радиолюбительских журналах, отсутствовали намоточные данные катущек индуктивности, но их можно сделать по указанным на рнс. 21,а, б значениям индуктивности. Наличие катущек индуктивности является недостатком рассматриваемых приставок, затрудняющим регулировку глубины перекрестных связей между динамическими головками.

В этом отнощении приставка по принципиальной схеме, приведенной на рис. 22, нисет явные преимущества. Во-первых, в ней отсутствуют катущки иьдуктивности, поскольку все прямые и перекрестные связи осуществляются с помощью постоянных резисторов и конденсаторов. Во-вторых, сдвоенный переключатель В1 позволяет дискретно изменять глубину перекрестных связей. При повторении конструкции можно использовать тумблер на два направления, ио-стояниые резисторы типа МЛТ-0,5 и МЛТ-1. Входные и выходные гнезда (соответственно Гн1 и Гн2) типа СГ-5. Корпус приставки из листового алюминия или дуралюминия.


Рис. 22

По мнению больщинства авторов и радиолюбителей, стереофонические ю-ловиые телефоны с дополнительными приставками позволяют добиваться большей объемности и пластичности звука, пространственной различимости музыкальных инструментов. Вместе с тем все виды головных телефонов при совмесг-«10Й работе с современными усилителями мощности на 10-20 Вт и более представляют большую опасность для органов слуха. Это объясняется тем, что уже при выходной мощности в несколько ватт звуковое давление, создаваемое го-.ювным телефоном, достигает болевого уровня 120-130 дБ, за которым идет ;орог физической боли и разрушения органа слуха - 140 дБ. Поэтому пользе-



оаться головными телефонами следует осторожно. В этом отношении описанные выше приставки, имеющие токоограничительные резисторы, являются в какой-то степени защитными устройствами.

ПСЕВДОКВАДРАФОНИЧЕСКИЕ ПРИСТАВКИ

Простейшая приставка. При наличии стереофонической установки, двух громкоговорителей иа 2-3 Вт, например динамически.х юловок типа ЗГД-38, двухполюсного тумблера, двух резисторов, один из которых поременньп"!, можно в течение одного вечера собрать и опробовать в действии простейшую псевдоквадрафоническую приставку, принципиальная схема которой дана на рис. 23.

Игр Л грл-п\п

>,i7 -tn

51.1 Ж

Rl 51

ГрП грп-п ]


Рис. 23

Рис. 24

Принцип действия ее основан на выделении разностного сигнала между левым и правым каналом и воспроизведении его с помощью двух громкоговорителей, включенных противофазно друг другу. За счет противофазности включения один из дополнительных громкоговорителей воспроизводит сигнал левого канала, из которого вычтен сигнал правого (Гр Л-Я), а другой - сигнал правого канала, из которого вычтен сигнал левого (Тр П-Л). Кроме того, имеются два основных громкоговорителя, один из которых воспроизводит полностью сигнал левого канала [Гр Л), другой - правого {Гр П).

Если громкоговорители разместить в помещении так, как показано на рис. 24, то при воспроизведении стереофонической программы у слушателя возникнет ощущение объемности звучания, свойственного квадрафонии. Для того чтобы можно было регулировать глубину создаваемого эффекта, необходимо подбирать оптимальное соотношение мощностей слагаемого и вычитаемого сигналов. Это достигается с помощью резисторов R} и R2, включаемых тумблером В1.2. Переменный резистор позволяет плавно менять соотношение исходных сигналов, подводимых к дополнительным громкоговорителям. В среднем мох<но считать, что для создания хорошего эффекта псевдоквадрафонии мош-I ость, подводимая к дополнительным громкоговорителям, должна быть в 2-4 раза меньше мощности, подводимой к основным громкоговорителям. По установившейся терминологии основные громкоговорители называются фронтальными, так как их размещают перед слушателем, а дополнительные - тыловыми, поскольку они находятся сзади и сбоку.

Требуемое согласование полярности включения динамических головок громкоговорителей указано на рис. 23, где точками обозначены начала обмоток звуковых катушек. Аналогичный знак имеется на диффузородержателях всех современных динамических головок.

Теперь о назначении второго полюса тумблера, замыкающего общую точку выходов левого и правого каналов стереоусилителя {Гн1 и Гн2) с общей точкой фронтальных громкоговорителей. В разомкнутом положении все четыре 1 ромкоговорителя воспроизводят разностный сигнал обоих каналов. Этот режим автор конструкции рекомендует использовать для проведения балансировки каналов по моно- или стереофоническому сигналу. При этом регулировка стереобаланса может быть произведена очень точно по минимуму громкости звучания громкоговорителей. В обычных установках приходится сравнивать громкости звучания двух громкоговорителей, что всегда труднее осуществить.



При замыкании контактов тумблера фронтальные громкоговорители подключаются непосредственно к выходам соответствующих каналов, а тыловые - к фронтальным громкоговорителям и корректирующим резисторам. Как показа-та практика, наличие двухполюсного тумблера действительно упрощает и сокращает время балансировки каналов, а переменный резистор R2 способствует лучшему восприятию эффекта применительно к конкретным условиям помещения и содержанию музыкальной программы.

При повторении конструкции необходимо, чтобы резистор R1 имел мощность не менее 10 Вт, переменный резистор R2 - 2-5 Вт, а стереофонический усилитель - выходную мощность не менее 5-10 Вт на канал.

Монофонический усилитель для псевдоквадрафонии. Если в распоряжении радиолюбителя имеются стерео- и монофоническая установки (усилитель низкой частоты и два громкоговорителя), то с помощью дополнительного набора деталей, состоящего из низкочастотно10 С01ласующе10 трансформатора от переносного транзисторного приемника, например «ВЭФ-202», конденсатора типа МБМ на 0,01 мкФх160 В и переменного резистора типа СП-2 на 1 кОм, можно в течение одного вечера собрать, настроить и испытать более совершенную псевдоквадрафоническую установку, принципиальная схема которой дана на рис. 25.

УНЧ (мот)


Рис. 25

Как видно из рис. 25, первичная обмотка трансформатора Тр1 (содержащая большее число витков) включена между выходами обоих каналов стерео-усилителя и осуществляет выделение разностного сигнала. Далее этот сигнал трансформируется во вторичную обмотку с уменьшением напряжения примерно в 5-7 раз. Вторичная обмотка трансформатора шунтируется резистором R\ иа 1 кОм и конденсатором С1 на 0,01 мкФ. За счет ограниченной снизу полосы пропускания трансформатора и итунтирующого действия конденсатора С1 иа выводах резистора Rl действуют в основном частоты chi пала от 250 Гц до 4 кГц, т. е. в той полосе частот, в которой наиболее заметно проявление эффектов стерео- и квадрафонии. Напряжение сигнала, снимаемое с движка переменного резистора R1, подается далее на вход монофонического усилителя, нагрузкой которого являются две противофазно соединенные динамические головки ГрЗ (ЛТ - левый тыловой) и Гр4 (ПТ - правый тыловой). Все ранее изложенное о распределении мощности между громкоговорителями для приставки по схеме рнс. 23 остается в силе и для данной конструкции. Повторение конструкции показало, что эффект квадрафонии может быть расширен, если использовать регуляторы тембра по нижним и верхним частотам монофонического усилителя При этом в зависимости от содержания программы и размеров помещения полоса пропускания может быть ограничена частотами: снизу 200-400 Гц, сверху 3-5 кГц. В связи с этим в тыловых громкоговорителях можно использовать самые доступные динамические головки на 2-3 Вт (2ГД-8, ЗГД-38 и др.).

В том случае, когда в монофоническом усилителе нет раздельных регуляторов тембра, можно воспользоваться приставкой, описываемой ниже.

Псевдоквадрафоническая приставка с регуляторами тембра. На рис, 26 дана принципиальная схема простой приставки, иредназначенной для создания псевдоквадрафонического эффекта с помощью стереофонической установки, мо-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) ( 8 ) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31)