Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) ( 74 ) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (74)

вая iy цветовая чувствительности, возможность количественного -аналиа и обработки изображении с целью извлечения информации об исследуемых объектах, привели к широкому применению сканирующих х;истем. подобных телевизионным, в народном хозяйстве.

По характеру решаемых задач ТВС прикладного назначения можно разделить на три большие группы.

] Систёцы наблюдения, контроля и обучения, к которым относятся диспетчерские системы, системы визуального контроля, системы наблюдения за объектами, расположенными в недоступных илн труднодоступнух местах, учебные ТВС и тренажеры.

2. Системы обнаружения и визуализации, к которым относятся системы с пороговой световой или контрастной чувствительностью, ТВС высокой четкости, многозональные ТВС. системы, чувствительные в инфракрасном, ультрафиолетовом, рентгеновском н других областях спектра, .

3. Системы анализа и обработки данных об исследуемой сцене (измерительные и автоматические телевизионные системы), к которым относятся системы для измерения геометрических, динамических и цветовых характеристик объектов и изображений в целом, системы счета и анализа топологических характеристик, распозна-тошне ТВС, телевизионные автоматы и системы зрения роботов.

Существуют и другие классификации прикладных ТВС: по области применения (космические, медицинские, учебные и т. п.), параметрам ТВС (малокадровые, скоростные, многозональные, системы высокой четкости и др.). особенностям канала связи (замкнутые и открытые). Использование той илн иной классификации позволяет ранжировать разл1[чные ТВС. Например, упоря-доче[ЦЕое сопоставление фотоэлектрических преобразователей позволяет выбрать наиболее эффективный преобразователь для решения конкретвюй задачи исследования изображения В системах анализа и обработки изображении применяются различные ФЭП: [Предающие трубки с внутренним фотоэффектом (плюмбико[ы); преобразователи с внешним фотоэффектом (диссекторы); системы с бегущим световым пучком, вращаюшимся зеркалом или сканирующим лазерным пучком; фотоэлектронные умножители с механическим сканированием (сканирующий препаратоводитель); матричные преобразователи иа базе ППЗ-структур.

В качестве критериев сравнения ФЭП могут быть выбраны скорость считывания нзображевшя и число элементов изображения (предельная четкость регистрируемой картины).

На рис. 10 1 указаны типичные значения (области) частоты коммутации .элементов изображения и числа элементов изображения на строку растра для некоторых серийных ФЭП; .V -диапазон градаций яркости, регистрируемых в сигнале каждого элемента изображення.

Система с бегущим световым пучком, как и преобразователь на основе диссектора. обеспеч1[вает возможность свободного выбора законов сканирования. Геометрическое разрешение ЭЛТ достигает



у! \

ГТ-I \

-+-4

10"

W" !0 f/n

8-103 элементов на строку изображения. Фотометрическое разрешв ние (число регистрируемых градаций яркости) зависит от огноше-ния сигнал-шум и достаточно велико. С использованием диссектора при очень малых скоростях сканирования (менее 1 кГц) может быть обеспечена регистрация 1000 градаций яркости.

В современных промышленных ТВС в качестве преобразователя изображения широко используются плюмбиконы. Для улучшения разрешающей способности применяются видиконы с обратным

пучком, которые имеют разрешение до Ю"* элементов на строку. В ряде случаев качество ФЭП может быть значительно улучшено при переходе от стандартных характеристик разложения к специальным: более высоким частотам сканирования, повышенной разрешающей способности, улучшенной фотометрии, произвольному управлению координатами разлагающего элемента.

Электромеханические методы сканирования очень многообразны и выбираются в зависимости от вида используемого-источника света (накальные,. газоразрядные, лазерные и люминесцентные излучатели) и объекта исследования. Механические сканирующие устройства с лазером и вращающимся бериллиевым зеркалом обеспечивают разложение на 4-10* элементов на строку при диаметре светового пятна 6-20 мкм и частоте сканирования 50 МГц. Барабанные сканирующие устройства используют при передаче изображений с фотопленок и обеспечивают разложение на 10* элементов в строке при диаметре светового пятна до 10 мкм и разрешении до 256 полутонов; средняя рабочая частота сканирования достигает при этом приблизительно 100 кГц.

Сканирующие столики обеспечивают наибольшую площадь сканируемого изображения и тем самым максимальное разрешение в пересчете на строку.

Для быстрого и фотометрически точного двухкоординатного сканирования с высоким геометрическим разрешением применяют преимущественно плюмбиконы, ППЗ-матрицы или ППЗ-линейки при использовании механического перемещения в ортогональном к строке направлении. Для считывания изображений применяют также механические сканирующие устройства с электроакустическим отклонением лазерного пучка.

Рис. 10.1. Характеристики ФЭП:

; - сканирующий стол. ЛГ=200 ; 2 - сканирующий барабан. Л/=256; j - диссектор. Л=200 - 1000: 4 - вращающееся зеркало, ЛГ=100; 5 - видикон, -60; 6 - ППЗ-

лииейка, W = 10 - 1000; 7 - ППЗ-матрица, Л=10-J000; « - ЭЛТ, Л = )0-60



§ 10.2. Системы наблюдения, контроля и обучения

К числу систем наблюдения и контроля относятся ТВС космических аппаратов. Они включают бортовой комплекс и наземную аппаратуру, соединенные тем или иным каналом связи. В простейшем случае такая система решает задачу визуальной регистрации и записи на накопители в системе наземного комплекса обстановки как внутри космического аппарата, так и в ближайшей зоне вне его. В некоторых случаях космический аппарат может служить пунктом промежуточной ретрансляции с других космических систем наблюдения (спускаемые аппараты, роботы-манипуляторы н др.) [20].

По принципу построения это системы визуального типа. Проблемы, возникающие при проектировании космических ТВС, связаны с обеспечением их надежности, возможности работы в широком диапазоне температур, габаритами, массой, оптимизацией системы кодирования, обеспечивающей высокую помехоустойчивость канала связи, обеспечением электромагнитной совместимости с другими системами космических комплексов, особенностями передачи дополнительной телеметрической информации, минимиза-дией энергопотребления и др.

В ряде случаев наряду с перечисленными общими требованиями к этим системам предъявляются некоторые специфические требования, диктуемые ее конкретным применением [1, 5].

Примером обучающих ТВС являются системы учебного телевидения [21]. Замкнутые учебные ТВС предназначены для повыше-лия эффективности учебно-воспитательного процесса и обеспечивают передачу учебной информации (иллюстрации и текстовая ин-информация со стола преподавателя, с диапроектора, видеомагнитофона, микроскопа и др.) в аудитории, передачу по запросу преподавателя или в соответствии с программой учебного процесса дополнительных данных с накопителей централизованных источников учебной информации (учебного телевизионного центра, видео-тени и др.). Телевидение в вузах используется для передачи общественно-политических, воспитательных, развлекательных программ, а также для контроля за процессом обучения.

В нашей стране разработаны типовые структуры учебных замкнутых ТВС, включающие систему централизованного управления всеми источниками видеоинформации и звукового сопровождения учебных программ, сеть источников дополнительной учебной информации, а также учебные аудитории и лаборатории с устройствами воспроизведения изображений. В учебных аудиториях, лабораториях или других местах занятий располагаются местные источники оперативной информации - аудиторные телевизионные комплексы, включающие телевизионные эпипроекторы, диапроекторы и видеомагнитофоны. Возможно использовать и отдельные части системы, лаеример только аудиторный телевизионный комплекс.



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) ( 74 ) (75) (76) (77) (78) (79) (80)