Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) ( 47 ) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (47)

Изложенное не характеризует работу синхронизатора при переходе через предельные значения временных сдвигов Тк в приведенных в таблице неравенствах и изменении условий цветовой синхронизации. При измененнн Тк и переходе через значения Tii = 0 и tii = 125Г(,тр номер строки, с которой начинается считывание, изменяется; в соответствии с данными таблицы должен изменяться и временной сдвиг считанного сигнала относительно местного кадрового синхрони--знрующего импульса. Этот процесс не вызывает срыва синхронизации и также происходит достаточно редко, поэтому зритель не замечает на экране приемника каких-либо возмущений.

В случае флуктуации временного сдвига Тк относительно медленно изменяющегося среднего значения в области значений Тк, близких к нулю, первое же значение Тк, попадающее в область 0<Тк< 1257"стр, приведет к переносу начала считывания на строку 313 или 314. Поэтому флуктуации фазы внешнего сигнала •относительно медленно изменяющегося среднего значения не нарушают работу <ннхронизатора. Это важно при использовании в качестве источника внешнего сигнала телевизионных установок с видеомагнитофоном и выполнении синхронизатором функции корректора временных искажений.

Обязательным для синхронизатора является режим «стоп-кадра», т. е. режим, обеспечивающий длительное наблюдение отдельных кадров изображения. В этом случае прерывается процесс записи и длительное время считывается либо одно из полей, либо оба поля, хранящиеся в памяти.

Однополевой стоп-кадр исключает «дрожание» деталей, заметно изменяющих свое положение на растре в смежных полях. В вещательном телевидении в основном используют однополевой стоп-кадр. К двухполевому стоп-кадру обращаются только при просмотре медленно изменяющихся изображений с целью сохранения раз-рещающей способности по вертикали.

Поскольку полный цикл передачи строк цветоразностных сигналов в системе SECAM состоит из четырех полей, при обоих видах стоп-кадра нарушается цветовая синхронизация. Это означает, что при синхронности по строкам и полям сигналы Dr и Db, считываемые из памяти, не совпадают во времени с аналогичными сигналами местного источника. Синхронность цветоразностных сигналов внещнего и местного сигналов обеспечивается разделением и последующим объединением сигналов яркости и цветности, причем тракты разделения и объединения сигналов включают только в режиме стоп-кадра для того, чтобы при основном режиме работы избежать снижения качества изображения из-за дополнительной обработки телевизионного сигнала.

Проведенное рассмотрение позволяет выявить характерные особенности синхронизации телевизионных сигналов путем временного преобразования. ЗУ в этом случае рассматривается как пространственная структура, подобная телевизионному растру, поскольку координаты каждого элемента кадра изображения однозначно определяют его адрес в матрице памяти. Считывание информации, введенной в ЗУ. производится во время и в последовательности, соответствующих заданному алгоритму преобразования. Обычно в синхронизаторах запись сигнала производят непрерывно, а все коммутации, необходимые для преобразования сигнала, относят к процессу считывания. Это условие не является обязатель-



ным, и в ряде случаев преобразование сигнала начинают уже при заполнении матрицы памяти.

Рассмотрим процедуру преобразования телевизионного сигнала с изменением параметров разложения - преобразование стандарта. Необходимость в таком преобразовании возникает при международном обмене программами. Пусть в исходном сигнале число строк в кадре 525 и частота следования полей 60 Гц. Для получения телевизионного сигнала, соответствующего требованиям вещательной системы с числом строк в кадре 625 и частотой полей 50 Гц, могут быть использованы матрица памяти на 625 строк и схемы формирования тактовых колебаний, обеспечивающие одинаковое число выборок в строках записываемого и считываемого сигнала. В этом случае при записи первых 250 строк каждого поля каждую пятую строку вводят в два смежных столбца памяти. В последних 12,5 строках поля эта операция не производится. Тогда при записи 525 строк внещнего сигнала будут заполнены 625 столбцов матрицы памяти и в считанном сигнале число строк в кадре достигнет 625. Для выравнивания частоты полей считывание производят синхронно с местными полями частоты 50 Гц, учитывая несинхронность с полями внешнего сигнала. Естественно, что при этом «лишние» поля пропускаются. Переход от 625 строк в кадре и 50 полей в секунду к 525 строкам в кадре и 60 полям в секунду может быть осуществлен за счет пропуска «лишних» строк и повторения ряда полей в режиме считывания. В преобразователях стандартов осуществляют запись и считывание декодированного сигнала, т. е. сигналов У, Оц и Db- Для этого применяют две идентичных по емкости матрицы памяти, в одной из которых запоминают сигнал Y, в другой - два цветоразностных сигнала, кодированных с более низкой тактовой частотой и объединенных в одну последовательность с тактовой частотой, принятой для яркостного сигнала. Так, при тактовой частоте яркостного сигнала 13,5 МГц цветоразностные сигналы кодируются с тактовой частотой 6,75 МГц и объединяются для записи в ЗУ в одну последовательность с тактовой частотой 13,5 МГц.

Чтобы уменьшить искажения изображения при повторении строк, сигнал дополнительной строки получают с помощью предыдущих и последующих строк. Если повторяется строка /, то простейший вариант интерполяции заключается в усреднении сигналов строк ( и 1-1-1. К интерполяции прибегают и при пропуске строк. Интерполяция становится необходимой и при изменении частоты полей. В этом случае обрабатываются сигналы смежных полей и кадров. Все операции по интерполяции выполняются раздельно для сигналов яркости и цветоразностных сигналов.

Развитие техники временного преобразования телевизионных сигналов привело к построению новых телекинопроекторов с однострочными преобразователями свет - сигнал и непрерывной протяжкой пленки. В телекннопроекторах за время перемещения плен-



ки относительно однострочного считывающего устройства на высоту кадра заполняются 575 столбцов матрицы, в которые записываются 575 строк изображения (активная часть кадра). Телевизионный сигнал формируется путем считывания сначала 287,5 нечетных, затем 287,5 четных столбцов памяти с введением гасящих импульсов длительностью 25 строк. Выходной сигнал имеет стандартную форму, соответствующую чересстрочному разложению с 312,5 строками в поле и 625 строками в кадре (287,5-1-25-1-287,5-Ь -f 25=625).

Одним из существенных преимуществ телекинопроекторов такого типа является возможность оперативного выбора фрагментов кинофильма и просмотра как фрагментов, так и отдельных кадров фильма при составлении программ цветокоррекции. Возможна как замедленная, так и ускоренная протяжка пленки. Э случае замедления протяжки пленка перемещается относительно считывающей строки на высоту кадра за время, превыщающее 575 периодов номинального значения строк. Чтобы сохранить возможность наблюдать изображение с замедленным развитием сюжета, необходимо размещать информацию, считанную с каждого кадра пленки, в 575 столбцах матрицы памяти. Эта задача решается исключением лишних строк при равномерном распределении пропусков по высоте кадра. Например, при замедлении протяжки вдвое достаточно записывать в ЗУ каждую вторую строку. Естественно, что в этом случае должна быть учтена разница в скоростях заполнения памяти и считывания сигнала так же, как это делается в синхронизаторах. В предельном случае замедления протяжки - при полной остановке пленки из ЗУ считывается последний из записанных кадров (режим стоп-кадра). Ускорение протяжки приводит к считыванию с пленки кадра изображения с меньшим числом строк. Необходимые условия для записи в ЗУ сигнала с номинальным числом строк в кадре достигаются путем записи каждой строки сигнала в несколько столбцов ЗУ либо увеличением частоты строк в преобразователе свет - сигнал. Первый вариант реализуется проще, но приводит к большим искажениям изображения, во втором- преобразователь свет - сигнал должен работать при более высоких значениях частоты строк.

§ 6.4. Амплитудная селекция сигналов синхронизации

В состав телевизионного сигнала входят синхронизирующие посылки, с помощью которых в месте приема обеспечивается соответствие координат воспроизводимого изображения координатам изображения, спроектированного на ФЭП. От способа передачи, формы синхронизирующих посылок и метода обработки их в месте приема в значительной мере зависит помехозащищенность ТВС. Используются два способа передачи синхронизирующих посылок: либо ниже уровня черного сигнала изображения за счет части динамического диапазона телевизионного сигнала, либо в одном дн-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) ( 47 ) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80)