Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) ( 11 ) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (11)

вого радиуса по всей плоскости. Получить такую диаграмму можно, проецируя диаграмму XOY на некоторую плоскость UOV. Такая диаграмма приведена на рис, 2.25. Координаты цвета системы U, у и трехцветные коэффициенты могут быть выражены через аналогичные величины системы XYZ. Одинаковым расстояниям на цветовой диаграмме UOV соответствуют примерно одинаковые наблюдаемые цветовые отличия. Это свойство используется При проектировании и оценке искажений цветопередачи в системах цветного телевидения. Следует заметить, что условия наблюдения цветного телевизионного изображения имеют свои особенности, которые необходимо учитывать в соответствующих расчетах.

>>

\ «


120 b.jo s,io 1j.5s 0,sc tf

Рис. 2.24. Пороги иветоразличе- Рис. 2.25. Равноконтрастная цветовая дна-иия в системе Л, у. z грамма

Заметим, что рассмотренные принципы цветовых измерений и расчетов относятся к условию наблюдения цветовых полей достаточно крупного размера (более 30-40) и яркости, соответствующей оптимальным условиям восприятия стандартным наблюдателем (100-300 кд/м).

Восприятие цвета мелких деталей отличается от восприятия цвета крупных деталей, а цвета деталей изображения, размеры которых соизмеримы с разрешаемыми глазом, не различаются, и они воспринимаются как серые. Это свойство зрения используется при построении систем воспроизведения изображений.

Особенности цветового зрения человека и количественные соотношения, описывающие процесс цветовосприятия, являются основой для проектирования систем цветного телевидения (выбор колориметрических характеристик преобразователя изображения и воспроизводящих устройств, определение допусков на искажения по цветопередаче и др.).



§ 2.8. Объемное восприятие пространства

Объемное восприятие пространства связано с бинокулярным зрением. Вместе с тем существенную роль в объемном восприятии играют аккомодация, вызваннаяизменением кривизны хрусталика за счет сокращения ресничной мышцы, восприятие перспективы, относительное перемещение объектов в поле зрения и др,

изображения, формируемые на сетчатке каждого глаза,

при фиксации

воспринимаются наблюдателем как одно. Глаза рассматриваемого объекта, например А на рис. 2.26, поворачиваются - конвергируют ~ так, чтобы формировалось изображение а этого объекта в области желтого пятна. Углы конвергенции (ai и аг) содержат информацию об удалении рассматриваемого объекта А (следует учесть, что расстояние между зрительным» осями глаз -глазной баэис -для каждого индивидуума фиксировано и составляет около 65 мм).

Основная роль в возникновении ощущений объемности наблюдаемой сцены принадлежит различию ее проекций на сетчатках левого и правого хлзза - диспарагности точек проекции. Изображения бп и бд точки Б на сетчатках правого и левого глаза отстоят на раз1гых расстояниях от изображения точки А {а„ ц а.т соответственно), т. е. а„б„а„бп- Отрезки Опбп и йлбл различаются тем больше, чем больше разнесены по глубине точки Б и А в пространстве рассматриваемой сцены.

Исследования остроты стереоскопического зрения показывают, что наблюдатель фиксирует точки, разнесенные по глубине на расстояние 7,5 м, при удалении точки фиксации от наблюдателя на 100 м и точки, разнесенные на 2 см, при удалении точки фиксации на 5 м. Глубинный порог стереоэрення можно выразить в угловой мере как минимальную фиксируемую наблюдателем разность углов и, и aj. Этот порог составляет 10-30",

Этот механизм восприятия глубины пространства положен в основу построения систем объемного (стереоскопического) телевиде-

1ГКЯ.


Рнс. 2.26, к опре.

остроты repeospcHMB



ГЛАВА 3

основы телевизионной передачи изображении


§ 3.1. Принципы передачи информации о яркости и цвете

В телевидении используется поэлементная передача информации об изображении: распределение освещенности, усредняемое в пределах малых участков - элементов передаваемого изображения, преобразуется в сигналы, определяющие яркость и цвет свечения соответствующих элементов изображения, воспроизводимого на приемной стороне. С ростом числа элементов четкость воспроизводимого изображения повышается.

ТВС можно разделить на системы с одновременной и последовательной передачей информации. В первых информация об освещенности всех элементов передается по многоканальной линии связи одновременно (рис. 3.1, а, б). Здесь оптическое изображение передаваемого объекта (ПО) проецируется объективом (О) на передающую панель (матрицу) Пь состоящую из л фоточувствительных ячеек, каждая из которых соединена отдельной линией связи (ЛС) с соответствующей свето-излучающей ячейкой приемной панели Пг- Сигналы, передаваемые по каждой линии связи, определяются осве-щенностями соответствующих ячеек панели П] и вызывают пропорциональные изменения яркости свечения ячеек панели Пг, рассматриваемой наблюдателем. При числе элементов изображения п такая передача потребует п линий связи.

В системе с последовательной передачей сигналов от отдельных элементов изображения необходима всего одна линия связи (рис. 3.1, в), поочередно и с достаточной скоростью коммутируемая с соответствующими элементами передающей и приемной панелей. Последовательная поэлементная передача изображения получила название развертки изображения. Ее преимущества становятся очевидными, если учесть, что в современных телевизионных системах п может достигать нескольких сотен тысяч и даже миллионов элементов.

Принцип построения обеих систем базируется на том, что разрешающая способность глаза человека конечна. Распределение яркости вследствие этого воспринимается как непрерывное, если


Рис. 3.1. К поисиению принципа одиовремеииой (в, б) и последовательной (в) поэлементной передачи изображения



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) ( 11 ) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80)